Новости

Пилотный проект Всемирного банка

18 Июн 2011

В рамках реализации пилотного проекта Всемирного Банка по разработке учебного пособия «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации» было проведено обучение по курсу «Лесная сертификация как инструмент противодействия нелегальным лесозаготовкам и нелегальному обороту древесины», представляющему один из модулей пособия.

Образовательный курс был реализован с применением технологии дистанционного обучения.
С учетом условий и возможностей при организации курса «Лесная сертификация как инструмент противодействия нелегальным лесозаготовкам и нелегальному обороту древесины» была сформулирована задача провести пилотное обучение группы слушателей.

Технология реализации была сформирована с учетом специфики курса и контингента обучающихся. Из возможных технологий дистанционного обучения была выбрана кейс-технология с последующим контролем знаний в режиме видеоконференции.

Обучающимся по электронной почте были разосланы учебные материалы. В качестве учебных материалов слушателям было предоставлено учебное пособие в формате электронной книги (fb2). Такой формат электронной книги предполагает возможность наглядной презентации текстовой информации, при небольшом объеме графических элементов (рисунков). Формат электронной книги позволяет читать пособие в полноэкранном режиме, что гораздо проще для восприятия, чем чтение из текстового редактора.

Объем учебного пособия составил 40 страниц текста, на изучение материалов было отведено 3 недели. Обучающимся была предложена возможность консультаций преподавателя при возникновении такой необходимости.

Количество участников обучения составило 7 человек. Все респонденты имели высшее образование. Группа обучающихся была неоднородна по составу: три человека обучаются в магистратуре, трое ведут преподавательскую деятельность, один участник ведет профессиональную деятельность в организации лесного сектора (приложение 1). Поскольку количество участников обучения было небольшим, то было реально координировать действия по получению учебных материалов, по времени и условиям итоговой аттестации в режиме переписки.

Консультации преподавателя по изучаемому курсу не потребовались. Вероятно, это было обусловлено высоким уровнем базовой подготовки участников. Существенных вопросов технического характера также не возникало. В одном случае возник вопрос о технологии работы с электронной книгой. После разъяснений по работе с данным форматом, вопрос был снят. В одном случае возникли вопросы технического характера по установке программы Skype, в которой предполагалось проводить итоговую аттестацию. После уточнений, проблемы технического характера были устранены.

В качестве формы итоговой проверки знаний было предложено собеседование, используя возможности программы Skype. Такая форма контроля была предложена потому, что в данной программе есть возможность видеоидентификации, голосового общения и общения в режиме чата, данная программа не требует специального обучения для работы с ней, данная программа в настоящее время доступна для свободного использования, установка и работа с данной программы не требует существенных временных и профессиональных затрат. У обучающихся были запрошены фотографии с целью последующей идентификации в процессе проведения зачета.

Преподавателем курса – Р.В. Сунгуровым - были сформулированы тестовые вопросы (приложение 2). Одним из требований при подготовке тестовых вопросов была возможность однозначного ответа. Поскольку в нашем случае не использовалось специфическое программное обеспечение для тестирования, тестовые вопросы отправлялись в режиме чата, и на них обучающиеся давали односложные ответы – да или нет.

Трем участникам обучения тестовые вопросы не предоставлялись, четырем участникам обучения были предоставлены тестовые вопросы для подготовки. Такая процедура была осуществлена с целью отработки технологии дистанционного курса и сравнения результатов ответов слушателей.

Проведение итогового контроля знаний заключалось в следующем:
• ответы на тестовые вопросы в режиме чата (двухвариантные: да/нет).
• собеседование. Преподавателем задавались свободные вопросы по курсу. Собеседование проводилось в режиме голосовой и видеосвязи (приложение 3).
Время, отведенное на контроль знаний одного участника, составляло 30 минут.

Результаты проведенного зачета показывают, что вне зависимости от предоставления тестовых вопросов, результаты одинаковы. Во всех случаях, за одним исключением, обучающиеся делали одну-две ошибки в тестовых вопросах.

Тестовый контроль знаний эффективно демонстрирует какая область знаний усвоена не достаточно, в каком случае требуются разъяснения. В этом отношении тестовые вопросы являются обязательным атрибутом контроля знаний и удобной формой определения подготовленности обучающегося.

Результаты контроля знаний показали успешное освоение учебных материалов. Преподавателем было принято решение аттестовать всех участников обучения. При опросе обучающимися было высказано мнение, что учебное пособие было удобным для восприятия, процедура контроля знаний понятна, результаты обучения воспринимаются положительно.


Возврат к списку